Шолом АЛЕЙХЕМ
Железнодорожные рассказы.
Записки
коммивояжера.
Источник:
Собрание сочинений, том пятый
ГИ
художественной литературы,
Москва, 1961
К ЧИТАТЕЛЯМ
Я — путешественник. Почти одиннадцать месяцев в году я в дороге. Еду
большей частью поездом, почти всегда третьим классом и, по обыкновению, посещаю
еврейские города и местечки. Где евреям жить запрещено*, мне делать нечего.
О боже, чего только не насмотришься в пути! Жаль, что я не писатель.
Хотя, если хорошенько поразмыслить, чем я не писатель?.. Собственно, что такое
писатель? Каждый человек может быть писателем, тем более еврейским. «Жаргон» —
тоже мне дело!* Бери перо и пиши!
Но, с другой стороны, не всякий должен браться за перо. Каждый должен
держаться своего дела: заработок есть заработок. Так я думаю. Вот когда делать
нечего, тогда и это — занятие.
Мне, как путешественнику, частенько приходится в дороге сидеть без
дела, — палец о палец не ударишь; хоть головой о стенку бейся. Вот я и надумал:
купил себе чистую конторскую книгу и карандаш и все, что вижу и слышу в дороге,
заношу туда. Так вот у меня и скопилось, не сглазить бы, порядочно материала.
Наверно, хватит на целый год читать. И тогда я стал размышлять: что мне со всем
этим делать? Выбросить? Жалко. Почему бы не издать это книгой или не напечатать
в газете? Дай мне бог столько счастья, сколько печатают рассказов похуже моих.
И вот я засел, разложил свой товар по образцам, «брак» вышвырнул,
оставил только лучшее, — первый сорт, «экстра», — разделил все это на отдельные
рассказы: рассказ № 1, рассказ № 2 и так далее. Каждому рассказу дал свое
название, все честь честью, как подобает купцу. Не знаю, то ли заработаю на
этом деле, то ли, потеряю, шею сверну себе. Дай бог хоть свое выручить!..
Спрашивается, зачем мне вся эта затея? Не знаю. Ничего не могу сказать.
Очень может быть, что все это глупости. Но сделано — пропало. От одного я себя
оградил —от критики: скрыл имя своей фирмы. Черта с два они обнаружат, кто я
такой. Пусть критикуют, пусть смеются, пусть хоть на стену лезут — боюсь я их,
как Аман трещотки*. Я не сочинитель, не меламед*, не батлен* — я купец.
Некий коммивояжер
РАССКАЗ № 1
«Конкуренты»
Всякий раз в самое горячее время, когда люди мечутся — кто туда, кто
сюда, а в вагоне идет борьба из-за мест, как — не будь рядом помянута! — в
синагоге в большие праздники, — как раз в это время появляются они оба: «он» и
«она».
«Он» — черный, толстый, взлохмаченный, с бельмом на глазу. «Она» —
краснощекая, тощая и рябая. Оба — оборванные, обшарпанные, оба в заплатанной
обуви и оба с одним и тем же товаром: он с корзиной и она с корзиной. У него
—витые булки, яйца вкрутую, бутылки с сельтерской водой и апельсины, и у нее —
те же булки, яйца, бутылки и апельсины.
Бывает иной раз, что у него в корзине — фунтики с вишнями, с черной
черешней или с зеленым, кислым, как уксус, виноградом. Тогда и она является с
теми же вишнями, черешнями или виноградом.
И оба они всегда приходят одновременно, ломятся в одну и ту же вагонную
дверь и говорят на одном и том же языке, но по-разному выговаривая. Он немного
картавит, не выговаривает буквы «р», мямлит, словно языком не ворочает, она
шепелявит, а язык — будто весь рот занимает.
Вы, может быть, думаете, что они сбивают друг другу цены, конкурируют,
соперничают? Упаси бог! Цены у них обоих одни и те же, и конкуренция между ними
состоит только в том, что каждый старается вызвать к себе больше сочувствия.
Оба умоляют вас сжалиться над их пятью детьми-сиротами (у него пятеро
детей-сирот и у нее пятеро детей-сирот). Оба они заглядывают вам в глаза, суют
свой товар прямо в лицо и уговаривают до тех пор, пока вы — нужно вам или не
нужно — обязательно что-нибудь купите.
Правда, от этих речей, плача и упрашиваний вы малость дуреете. Не
знаете, у кого покупать: у него или у нее? И вы, конечно, решаете никого не
обижать, то есть купить у обоих. Но они не согласны.
— Покупаете — покупайте у одного... На двух свадьбах сразу не пляшут.
Вы хотите поступить по справедливости, купить раз у него, а в другой
раз у нее, — но за это вас обругают на все корки:
— Милостивый государь! Чем это я вам сегодня не понравилась?
Или так:
— Уважаемый! На прошлой неделе вы покупали у меня и, кажется, не
отравились и не подавились?..
Тогда вы впадаете в тон моралиста и начинаете поучать: у того, мол,
тоже душа, тому тоже надо жить, как немцы говорят: «Жить и давать жить
другому»... На это вы получаете ответ — не по-немецки, а на простом еврейском
языке, несколько, правда, иносказательно, но вполне понятно:
— Дяденька! С одной «извините за выражение» на две ярмарки сразу не
ездят...
Так-то, друг мой! Всему свету угодить не пытайтесь, это вам никогда не
удастся, а вздумаете за справедливость ратовать — боком выйдет. Я знаю это по
собственному опыту. Я мог бы рассказать вам интересную историю о том, как я
однажды дурака свалял, собрался помирить мужа с женой, а кончилось это тем, что
мне основательно влетело от моей собственной жены. Однако я боюсь смешать одну
историю с другой, чтобы не отвлечься в сторону, хотя на деле случается и так,
что предлагаешь что-нибудь одно, а несешь при этом такую околесицу
несусветную... В общем, возвращаюсь к нашей истории.
Было это осенью, в дождливый день. Небо плакало, на земле — мрак и
унынье, а на станции полно людей. Пассажиры входят и выходят. Все бегут,
толкаются, а наш брат, как водится, больше всех. Торопятся, лезут один через
другого с чемоданами, узлами и постелью. Шум, гам, гомон! И в самой гуще — он и
она. Оба нагружены всякой снедью, как обычно; оба лезут в одну дверь, как
всегда. И вдруг... Что случилось? Обе корзины на земле, булки, яйца, бутылки с
сельтерской и апельсины валяются в грязи, а в воздухе — крики, визг, слезы и
проклятия сливаются с хохотом кондукторов и голосами пассажиров. Звонок,
свисток, еще минута — и мы едем.
В вагоне — разговор, люди судачат все сразу, как женщины в молельне или
как гуси на ярмарке... Трудно уловить, в чем суть разговора. Прорываются лишь
отдельные фразы:
— Урожай на плетеные булочки...
— Разгром яиц...
— Чем ему не угодили апельсины?
— Что тут спрашивать? Жандарм!
— Во сколько вы оцениваете убытки?
— Поделом! Пусть не лезут, пусть не надоедают!
— А что же им делать? Люди ищут заработка!
— Ха-ха-ха! — доносится густой басовитый голос. — Еврейские заработки!
— Вот как? — слышится в ответ визгливый голосок. — Вы можете предложить
лучшие? Давайте их сюда!
— Молодой человек! Я не к вам обращаюсь! — гремит бас.
— Не ко мне обращаетесь? А вот я обращаюсь к вам: вы можете предложить
лучшие заработки? Ах, вы молчите! Почему же вы молчите?
— Чего от меня хочет этот молодой человек?
— Чего мне хотеть? Вы говорите: «Еврейские заработки», — я и спрашиваю:
у вас есть лучшие? Давайте их сюда!
— Вот еще пристал! Скажите на милость!
— Тише! Тише! А вот и она.
— Кто?
— Да вот эта женщина, что с корзиной.
— Где она, эта красавица? Где?
— Да вот же, вот!
Конопатая, раскрасневшаяся, с глазами, опухшими от плача,
проталкивается она с пустой корзиной, ищет места, потом садится на опрокинутую
корзину, прячет глаза в порванную шаль и потихоньку плачет.
В вагоне воцаряется тишина. Разговоры прекратились. Все словно лишились
языка. И вдруг раздается густой бас:
— Чего же вы молчите, люди добрые?
— А чего нам кричать?
— Надо бы собрать сколько-нибудь.
Интересная история! Знаете, кто это говорит? Тот самый, что смеялся над
еврейскими заработками. Странная личность в странном головном уборе — нечто
вроде картуза с прямым глянцевитым козырьком. К тому же он носит синие очки,
так что глаз не видать. Глаз нет, только нос торчит, мясистый, толстый,
картошкой.
Недолго думая он срывает с головы свой картуз, первый бросает в него
несколько серебряных монет и переходит от одного к другому, гремя своим
басовитым голосом:
— Давайте, сколько кто может. Кто побольше, кто поменьше, — дарованному
коню в зубы не смотрят!
Люди полезли в карманы, раскрыли кошельки, и в картуз посыпались монеты
— серебряные и медные. Сидел среди пассажиров русский человек в больших
сапогах, с серебряной цепочкой на шее. Он зевнул, перекрестился и тоже опустил
монету. И только один пассажир отказался, ничего дать не пожелал. Как раз тот,
что так яростно выступал в защиту «еврейских заработков», — молодой человек,
интеллигент, с пухлыми щечками, рыжей бородкой клинышком и в золотом пенсне.
Один из тех молодых людей, которые имеют богатых родителей, богатых тестя и
тещу и сами набиты деньгами, но едут в третьем классе, — так им жалко денег.
— Молодой человек, пожертвуйте сколько-нибудь! — обратился к нему тот,
что в синих очках.
— Я не жертвую! — ответил интеллигент.
— Почему?
— Так. У меня такой принцип.
— Я так и знал.
— Откуда вы знали?
— Видать по щекам, что по вкусу зубам... Видно пана по халяве...
Интеллигент вспыхнул, даже пенсне уронил и налетел на очкастого с
визгом:
— Вы игнорант! Грубиян! Невежа! Нахал! И наглец к тому же!
— Слава богу! Лишь бы не свинья! — произнес с самым добродушным видом
бас и обратился к плачущей женщине с опухшими глазами: — Тетенька! Может быть,
хватит плакать? Ведь вы же портите ваши прекрасные глаза! Подставляйте-ка
пригоршни, получайте вашу мелочь!
Странная женщина! Я думал, что она, увидев столько денег, начнет
рассыпаться в благодарностях и пожеланиях. Ничего подобного! Вместо добрых
пожеланий посыпались из ее уст проклятья. Прямо-таки источник прорвало и забил
фонтан ругани:
— А все он, свернуть бы ему себе шею, разбиться бы ему вдребезги на
ровном месте, господи милосердный! Все из-за него, — прибрала бы его мать
сыра-земля, отец-вседержитель! Не добраться бы ему живому до дому, погибель на
него, холера, огонь, чума! Чтоб он распух! Чтоб он высох! Чтоб его скрючило!..
Господи, откуда у человека берется столько проклятий! Хорошо, что
пассажир в синих очках перебил ее:
— Довольно благословений, сударыня! Скажите-ка лучше, за что к вам
придрались кондуктора?
Женщина подняла на него свои опухшие глаза:
— Все из-за него, гром его разрази! Побоялся, что я перехвачу у него
всех покупателей, полез первым в вагон, я забежала вперед, а он ухватился и
держит мою корзину... Я стала кричать, тогда подошел жандарм и мигнул
кондукторам, а те взяли да и высыпали обе корзины в грязь, — засыпало бы его
косточки песком, бог ты мой! Можете мне поверить, говорить бы мне так с тем,
кто мне люб, — с тех пор как я торгую своим товаром и разъезжаю по этой линии,
меня никто ни разу не тронул! А почему? Думаете, по доброте? Столько бы болячек
ему, сколько пирожков и яиц приходится раздавать на станции! Всем, от самого
младшего до самого старшего, надо глотку заткнуть. Наступает день, и начинается
раздача: одному хворобу, другому лихоманку, третьему болячку. Старший кондуктор
сам берет, что ему вздумается, а остальным надо раздать — кому пирог, кому яйцо,
кому апельсин. Чего уж больше, — даже истопник, холера на него, — и тот не
прочь закусить, — не то, пугает, он донесет жандарму... Не знает, ломота ему в
кости, что и жандарм «подмазан». Тому каждое воскресенье преподносишь порцию
апельсинов. Да и то он выбирает какие побольше, покрасивее да получше...
— Тетенька! — перебил ее тот, что в синих очках. — Насколько я понимаю,
вы по вашим делам должны бы в золоте ходить.
— Что вы! — отвечает женщина, точно оправдываясь. — С трудом выручаешь
то, что затрачено! А иной раз, случается, и докладывать приходится,
разоряешься!
— Для чего же вам вся эта торговля?
— А что же мне делать? Воровать? У меня пятеро детей, пять холер ему в
живот! И сама я больная, болеть бы ему в больнице от сегодняшнего дня и до
будущей осени! Ведь он же все дело угробил, — самого бы его угробить! Такое
дело, такое дело, такое выгодное дело!
— Выгодное дело?
— Золотое дело! Прибыльное! Прямо-таки хоть ложкой черпай!
— Позвольте-ка, тетенька, ведь вы же только что сказали, что это
разорение!
— А что же это, по-вашему, прибыль, когда раздаешь больше половины
бесплатно кондуктору и старшему кондуктору, а по воскресеньям — жандарму? Что у
меня — неисчерпаемый источник? Колодец? Или деньги краденые?
Тот, что в синих очках, начинает терять терпение:
— У вас, тетенька, не разберешь: то лето, то зима!..
— А что я могу поделать? Разве я виновата? Все он, погубитель мой,
погибели на него нет! Был всего-навсего портнягой, заплаты ставил, портачил и
кое-как зарабатывал, как говорится, на воду к каше. Так нет же, позавидовал
мне, увидал, чтоб ему повылазило, что я кормлюсь, червей бы ему кормить, и
содержу при помощи этой корзины пятерых сирот... И вот, соль ему в глаза да
камни на сердце, — пошел, душа из него вон, купил себе корзину, купить бы мне
ему на саван, господи боже мой! Что это такое, спрашиваю? «Корзина» — отвечает.
«А что ты, говорю, будешь делать с корзиной?» — «А то же, что и ты!» — «Что
значит?» — спрашиваю. «А то и значит! — отвечает. — У меня тоже пятеро детей,
которым кушать надо... Ты, говорит, их не прокормишь...»
Ну, что ты будешь делать? И вот так, как видите, он ходит следом за
мной с корзиной, перетаскивает всех моих покупателей, таскали бы у него зубы
изо рта, вырывает последний кусок, разорвало бы его в клочья, господи
милосердный!
Пассажиру в синих очках приходит в голову удачная мысль, которая,
собственно, и нам всем приходила на ум:
— Зачем же вам обоим топтаться на одном месте?
Женщина устремляет на него глаза:
— А что же нам делать?
— Поищите себе другое место. Линия велика.
— А он как же?
— Кто?
— Муж мой!
— Какой муж?
— Мой второй муж.
— Какой такой второй муж?
Красное конопатое лицо женщины еще пуще краснеет.
— Что значит, какой второй муж? Ведь он же, проклятый, и есть мой
второй муж, — горе мне!
Все вскакивают с мест.
— Он, вот этот ваш конкурент, ваш второй муж?
— А что же вы думали? Первый? Э-хе-хе! Если бы мой первый муж, царство
ему небесное, был жив!.. — протяжно и нараспев произносит женщина и, видимо,
хочет начать рассказывать, кем и чем был ее первый муж.
Но кто станет слушать? Все говорят, шутят, острят и смеются, смеются,
смеются!
Может быть, вы скажете, над чем тут смеяться?..