ИСТОРИЯ
№ 5. Поезд № 41/42
Москва
– Нальчик, Нальчик – Москва
Черек, Балкарское ущелье в Кабардино-Балкарии.
Нальчик - столица Кабардино-Балкарии. Небольшой городок, окруженный
цепью холмов, находящийся на высоте около 600 метров над уровнем моря. Конечно
холмы, окружающие город, можно назвать и горами, так как они действительно
немалой высоты (около 1 километра), однако же, стоит хоть раз съездить в
Чегемское ущелье или Приэльбрусье, находящиеся
неподалеку, чтобы убедиться в том, что «лучше гор могут быть только горы».
Именно по этому природные образования, окружающие Нальчик я называю
холмами. В переводе с кабардинского
– Нальчик, это ни что иное, как маленькая подкова. Почему подкова и тем более
маленькая? Откровенно говоря, не знаю. Местные жители говорят, что город
когда-то в далекой древности окружала крепость, имеющая форму полуовала -
подковы. А может быть город назван так в связи с тем, что его полукругом
окружают холмистые горы. Как бы то ни было, город по-своему красив, впрочем, и
окрестности, своеобразно интересны.
17 августа 2003 г. я и Дина приехали на Курский вокзал – провожал Едике, в его глазах чувствовалась радость за друзей, граничащая
с чувством печали, связанной с невозможностью разделить с нами эту дальнюю
дорогу. Вместе мы направились к нашему 41 – му на 3-й путь, где в 1-м вагоне, выпив по одной пива и
обнявшись на дорогу, с Едигеем пришлось распрощаться.
В поезде, забросив на верхнюю полку сумки, я уселся за столиком и с ощущением
отрешенности и неограниченной свободы, стал глядеть в окно. 16 часов 50 минут,
поезд тронулся. Соседка по купе - прапорщик ФСБ, крупная женщина лет 50-ти,
тоже едет в Нальчик - отдыхать в санаторий. Дина - быстро нашла с ней общий
язык, тем самым у меня появилось
громадное количество времени для разного - рода размышлений. Вагон наш
последний (точнее первый, но ехал в хвосте), я вышел в тамбур, закурил, тихо
так, кругом никакой суеты и, только тыгдын, тыгдын - колеса стучат, напевая свой заунывный мотив. В окне уходя вдаль бежали шпалы, убегала Москва, что ждет
впереди, а-а-а… махнул рукой, чтобы не ждало, в душе прекрасное волнение и
чувство, что все будет хорошо. Пива периферийного (такого, дешевого, с ароматом
нестерилизации, отдающего весной, которого в Москве
не достать) захотелось почти сразу же. А
что есть пиво без рыбы вяленой в поезде? Скажите, что это есть? Вот и я про тоже. Но проводница Настя, миловидная женщина из Мин.вод сказала - рыба будет только на Россоши,
которую проезжаем утром, станция узловая, поэтому стоять будем минут 20. Ну и ладушки, подумал, не беда и так не
плохо, до утра потерпим. Встал в проходе, напротив купе, опустил окно, хлестнул
мягко по лицу, ветерок с запахом мазута и понеслись: столбы, деревья, переезды,
зевающие железнодорожники и прочая прохожая людина. Смотрю на это все и думаю, а ведь у каждого своя
суета, своя маленькая такая жизнь, а я вот проношусь мимо, тоже сам по себе. А
случалось и мне такой вот поезд, на котором сейчас еду, взглядом провожать,
думал куда они, как им там. Ну и дела. А вот село в окне, от него вдоль рельс
дорога мощеная тянется…, тянется себе вдаль. Мужичок в пиджачке старой «тройки»
с мальчонкой в красной рубахе и шортах, за руку
вышагивают. Наверное, отец с сыном. Объясняет что-то мальцу,
а тот в припрыжку с ним, вертится себе. Кто его знает, куда они идут, а все
равно приятно так смотреть - небольшой кусочек счастья все-таки. И сам от этого
немного счастливей становишься. И не увижу уж я их больше, а увижу
так не узнаю, но в памяти все бегут картинки, как идут они вдвоем по ленте дорожной, бегущей вдаль. Пока на поезде едешь
сколько таких вот увидишь, люблю я братцы поезд. Поезд с
постоянно меняющимся за оконным пейзажем, я Вам скажу
это прекрасное место для размышлений.
Вот так и я стоял у окна в коридоре вагона, думал обо всем, что приходило в голову и наслаждался удивительно спокойными и
прекрасными минутами жизни.
Утром проснулся от шума, стоим на станции …только шепот
перерастающий в голос и крик "россошь Россошь РОССОШЬ"……… Как
подвергнутый воздействию гипнотических чар шамана, я с налитой туманом головой,
спустился с верхней полки накинул шлепанцы и вышел на улицу. «РыыыБаа, РаааКииии, ПииииВО» одурманенной свалившейся на меня спросони положительной информацией, я подобно щипачу, вышедшему после 20-ти
летнего срока, и оказавшемуся на рынке, бросился в гущу продавцов. Чего там
только не было. У деда - то, у увальня с наглым лицом - это, там тут, ВЕЗДЕ. А
я только доставал из заднего кармана шорт помятые купюры и твердил как маятник
направо налево "ДАВАЙ, ДАВАЙ, ДАВАЙ". Счастье в это солнечное утро
свалилось на Россошанких торгашей, оккупирующих 1-й
вагон нашего поезда, в виде полусонного Казангапа. В общем
вернулся я в вагон с болтающейся на плече связкой всеразличной
рыбы - малой, великой, всякой ( я ее и весь санаторий
им. Бетала
Колмыкова потом неделю шелудили)
и зажатыми за пробки между пальцами обеих рук бутылочками пива. ФСБэшница купила раков - красных таких, пахучих (сразу
родной Донбасс вспомнился, мы таких на шахте Бежановская
возле хутора Таврия мальцами в пруду ловили – хлебца
кинешь к его норе, он хитрый присматривается, а затем
почувствовав безопасность тянется к куску, ну тут не зевай, хряк его за панцирь
и в пакетик). Дальше ехали веселей - пиво, раки, рыба, пиво, рыба, пиво, пиво,
пиво.... А когда наступило состояние, что приезжать
уже вообще не хочется - на душе стало
окончательно прекрасно и второй день пути плавно перекатил к вечеру. Я на
распашку в тамбуре опустил окно и высунув башку
наружу, плевал в пустоту, с наивностью ребенка открывал вовсю ширь рот, ловя
воздух, наслаждался встречным ветром и свежестью воздушных струй, несущих запах
уставших от знойного дня трав в обилье произрастающих на полях бегущих вдоль
полотна, изредка разбавляемых светящимися точками одиноких хат, поселочков и просто нелепо стоящих на переездах фонарных
столбов. Ближе к ночи на станции Невинномысская к нам в купе подсел 4-й
пассажир. Мужик, железнодорожник - машинист, имени его не запомнил, ехал с
работы. Сам живет на Котляревской Раз в неделю на 3
дня приезжает домой. С работой туго говорит. Но поскольку железнодорожник -
билет бесплатный. Имея на душе благоговейное состояние я весь вечер говорил с
ним о всякой несущественной хреновине мировых и сельских масштабов, которую в
обстановке шатающегося поезда, обсуждать самое дело.
Ночью не спалось, по оконному стеклу забарабанил дождик, через проем
открытого окна в купе проникали пары свежести, по коридору зашаркали ноги
проводницы – поправляла занавески, потом что-то зашептала пассажирам в соседнем
купе – наверное предупредила о приближении стации, на
которой они должны были выйти. Смотрю мой сосед тоже зашевелился… Вскочил… Схватил сумку и посмотрел на часы… Рано. До Котляревской еще минут 50, но сон уже сбило. Он осторожно,
чтобы никого не разбудить, слез с верхней полки, достал сигареты и направился к
тамбуру. Вскоре мои ноздри защекотал
легкий аромат дымка дешевых папирос. Я вышел из купе и подошел к нему. Он не
повернулся. Вместе стояли и молча смотрели в мелькающую за окном кавказскую
ночь. “- Ну вот и моя“, он повернулся ко мне и протянул руку, на его лице
просматривалась легкая приятная улыбка, “- Доброго пути“. “-Поторапливаемся”,
послышался полусонный голос проводницы, он спрыгнул на подножку и растворился в
темноте.
Кругом суета, слышится стук опускаемых спальных полок, Дина тормошит
меня, ругается – как назло к концу поездки потянуло ко сну. На часах 5.30.
Нальчик. Салам Алейкум, Северный Кавказ. О, этот
воздух, о, эти горы. Поезд дернулся и остановился. Взъерошенные и полусонные мы
поволокли свои сумки к выходу. Спасибо тебе поезд и тебе железное полотно, за
эти подаренные нам часы великолепия и блаженства. Прощай… Здесь
наши пути расходятся, но надеюсь не на долго.
Казангап.
А вот и этот поезд – все ходит с востока на запад и с запада на восток!