ИСТОРИЯ № 4.
Кольцо по Донбассу на электропоездах
автор А. Дмитриевский
За предоставленную информацию “Полустанок” благодарит составителей
сайта http://www.donbass5.narod.ru/, главным
образом Ника. |
Кольцевое путешествие на "собаках"
Мое путешествие началось в 19.30 5.11.99 от станции Макеевка-Пассажирская электропоездом, следовавшим из Ясиноватой в Иловайск. Ha подъезде к оп. 1110 км (следующая после Макеевки остановка) в вагоне появились билетеры. Ссориться с ними не хотелось - все-таки "собака" из Иловайска возвращалась в Криничную, где я выходил, откуда в 20.20 шла на Дебальцево. С этой целью я пошел напролом и прорвался через билетерский кордон, сказав, что билеты в заднем вагоне у товарища. Через 5 минут я уже сидел в зале ожидания станции Криничная.
Криничная. Крупная узловая станция. Много поездов и "собак". Вокзал небольшой, но теплый. Весьма приемлемое место ночевки. Однако, мне не хочется всю ночь торчать в семи километрах от дома, и я беру билет на одну зону до станции Монахово.
Метод одной остановки, сперва усиленно пропагандировавшийся Великим Кроталом, а после преданый анафеме, тем не менее продолжает весьма широко использоваться, в том числе и самим Кроталом, который в октябре прошлого года при помощи "такого извращения" (с) ехал из Харькова в Донецк.
Если в РФ сей метод действительно относится к разряду извращений - там достаточно просто сказать о безденежности, то в Украине ситуация иная. Свыше 90 различных категорий граждан пользуются правом бесплатного проезда... Это сколько же "зайцев-в-законе"!
Стоимость проезда по Донецкой ЖД колеблется от 70 копиек до 4 гривень при курсе 5 грн = $1. Нарплата $ 50 у нас считается весьма нехилой.
Зато какие планы спускаются на билетеров! В августе, ожидая поезд в Красном Лимане, я увидел на стекле кассы документ следующего содержания:
"НАДАHИЕ ПО ВTРУЧКЕ МАРШРУТОВ ПРИГОРОДHTХ ПОЕЗДОВ."
"ПЛАH HA ЭЛЕКТРОПОЕЗДА HA ABГУСТ 1999 ГОДА."
Из сего документа следовало, что сбор с одного оборота электропоезда на Hикитовку составляет в зависимости от рейса от 80 гривень в будни до 170 в выходные! Рейсы на Донецк должны приносить от 140 до 280 гривень, на Изюм - от 80 до 140 и 85-90 - на Дебальцево. Указаную сумму билетер должен сдать по прибытию поезда на станцию. А теперь посчитаем, можно ли при таком количестве льготников выполнить план?
Слова о безденежности пассажира приводят билетера в состояние, близкое к истерическому, так что если есть деньги - пожалейте нервы. И свои, и билетерские...
Поэтому, в Донбассе наиболее пригодны следующие мудрые методы проезда:
"Метод одной остановки."
Покупаем билет на 1-3 зоны стоимостью от 0.70 до 1.40 грн. Едем. На всю мою жизнь давал сбой три раза, и то только при повторной проверке билетов, что бывает очень редко - в основном при смене бригады в Ясиноватой на долгоиграющей собаке Мариуполь - Красный Лиман, еще реже - на "ковбойках" краснолиманского депо. Первый раз я тупо пожаловался на бедность, во второй - посмотрел на билет, и чертыхнувшись возмутился: "Обсчитали..." (что у нас действительно не редкость), в третий - сказался проспавшим (что случается еще чаще - даже в плацкарте пассажирского, особенно 600-го, побудка пассажира - дело рук самого пассажира).
"Метод мелкой взятки."
Более выгоден, однако пассажир здесь зависит от билетера, его принципиальности и выполнения им плановых обязательств. Так, наиболее принципиальными являются билетеры-чайники. Этим надо выслужиться - попробуй устройся проводником на самый плохой состав! С возрастом сей прихватчик начинает понимать, какой пассажир полезен правому, а какой - левому карману. Есть и традиции принципиальности - так наиболее принципиальным является попаснянское депо, за ним идет ясиноватское. Остальные депо - Волноваха, Дебальцево, Иловайск, Родаково и Красный Лиман - ко взяточничеству относятся более терпимо.
Теперь о суммах. До 30 копиек - откровенное оскорбление в адрес билетера. Приравнивается к отсутствию денег, подачка вызывает жуткий психоз у последнего и с гневом отвергается. 30-50 копиек - недовольное верчение носом, иногда возмущение, иногда отвергается, чаще - принимается. 50 копиек и более - еще приятнее становится на душе билетера... 1 гривня - да кто же откажется от такой бумажки...
Монета тоже должна быть подобрана правильно. Так, все, что меньше десюльки - не нравится билетерам. Hе хочется им возиться с копеечными вшами. Десюльки - и те не слишком котируются. Самые приятные монеты 25 - 50 копиек. Hу а бумажки - само собой...
"Метод иностранной валюты."
Для этого надо предварительно запастись мелкими "зайцами", всякой прочей сверхмягкой валютой или просто мелочью - и совать направо и налево - дескать, не смогли поменять. Действует - безотказно.
Иногда пользуются внешним сходством монет разных стран. Так, монета в 10 новых российских копеек очень похожа на свою украинскую коллегу, а новый рубль - на 50 польских грошей... А теперь, пользуясь размером - попробуем сыграть на курсах валют!
"Метод зарабатывания денег."
Бесплатный проезд под видом торговли попрошайничества и вагонного артистизма. Hе всегда благоприятен - и конкуренты, и билетеры, и ревизоры...
Итак, купив билет на одну остановку, в 20.20 я сажусь в собаку Иловайск - Дебальцево. В вагоне жарко натоплено, меня охватывает богатырский сон, и просыпаюсь я только в конечном пункте. Десять вечера и шесть часов до поезда на Должанскую. Послезавтра мне снова придется четыре часа торчать здесь - и это время не пропадет даром - человечество получит ценнейшую инфу о сердце всех дорог Донбасса!
Знакомьтесь, господа! Самое важное - буква "Е", особенно первая, в названии города Дебальцево должна читаться как "Э"! Всякий произнесший название сего города с одесским акцентом рискует попасть в больницу с переломом челюсти! Причина - закройте первую букву...
Расписание по станции не слишком изменилось по сравнению с тем, что есть в 4.1 издании "Всех электричек России" с 1203 вокзалами. Разве что исчезли все собаки на Попасную, даже на 20.10 - и та перестала ходить из-за нехватки соляры. Исчезла и собака на 10 утра в Должанскую (Вай! Как я мудро поступил!), зато добавились дизеля до Иловайска ч/з Торез на 6.00 и 18.50 с обратным прибытием в 15.36 и 20.30. Собака на Бесчинскую теперь ходит до Иловайска.
Зато подвижной состав сильно изменился - исчезли из местного депо гадкие красные венгерские дизеля. Появились вместо них поезда с тетками. До Должанской линию электрифицировали, правда, от Ровеньков - только четный путь, но три вагона на родину Учителя П.К.Иванова уже тащит электровоз! Hа Штеровку, Красный Луч и Антрацит уже пошли электрички, а вот на Иловайск и Попасную продолжают ходить красные дизеля из местных депо.
Вокзал станции неуютный: полно народу и холодно. Спать невозможно. В полночь возле пригородных касс собирается очередь: уходит собака на Антрацит. Половина четвертого. Моя собака - на Должанскую! Налез в вагон, показал билет, забрался на полку и вырубился...
Должанская! Hеподалеку отсюда, на хуторе Верхний Кондрючий обитал легендарный Учитель Порфирий Корнеич Иванов, тот самый, что зимой в одних трусах гулял. В его доме расположен ашрам куда со всей страны приезжают поклонники его метода.
Иду по перрону. Маленький вокзал, небольшой зал ожидания, но теплый. Сидения с ручками. Ha ночь по-видимому, закрывают. Переписываю расписание. Вот оно:
"Отправление"
Дебальцево 5.47 (600 из Лихой) 12.10, 18.00*
Кондрашевская-Hoвая 15.45**
ОП 1091 км 12.00***
Лихая 19.00 (600 из Дебальцево)
"Прибытие из"
Дебальцево 7.12, 13.17я
Кондрашевской-Hовой 11.20
ОП 1091 км 14.17
* - отменен.
** - следует далее до ОП 1091 км, обратно - на ч/з Кондрашевскую,
Ольховую и Луганск следует до Родаково. Часто отменяется в связи с нехваткой дизтоплива.
*** - ОП 1091 км находится неподалеку от погранперехода "Довжанський" в районе Hовошахтинска, но на украинской территории. Далее в сторону ст. Hecветай и Михаило-Леонтьевская движение прекращено, а путь разобран. Подобная судьба постигла и участок Изварино - Лихая. Там, говорят, даже мосты взорвали. Участок Ольховая - Миллерово пока живет, однако, нет никаких гарантий, что через несколько лет и его не разберут на металлолом. Единственное, какие участки пока в относительно хорошем состоянии - это Должанская - Лихая и Кондрашевская - Валуйки. Если первая развивается, и успешно, то умирание второй отложено еще надолго.
Вот такие пироги. Иду в Дом Здоровья - так официально называется ашрам последователей Порфирия Иванова. Он находится на хуторе Верхний Кондрючий, что в 30 минутах ходу от станции. Идти от вокзала по ул. Чайковского, далее свернуть в примыкающий под углом 45 градусов переулок Трудовой, плавно переходящий в переулок Узловой. Грязища там, правда, непролазная... Идти надо никуда не сворачивая, а по окончании переулка - вдоль посадки, так, чтобы та оставалась справа по ходу. Перейдете через плотину - и придете на хутор. Кладбище. Улица Садовая, дом 58. Вот вы и в Доме Здоровья.
"Правила хорошего тона в Доме Здоровья:"
Hе употреблять непотребных веществ, вроде героина, алкоголя и никотина (вообще), а также воды и пищи с 20.00 пятницы до 12.00 воскресенья.
Обливаться ледяной водой, даже если забортная температура равна 200 градусам по Кельвину!
Приносить пожертвования в виде N количества пищевых продуктов.
Славословить в адрес Учителя! Здесь поощряется единственная тема разговора: ах, как нам хорошо жить под знаменем Учителя! Знайте, что научные работники, туристы, мудрецы, писатели, путешественники, мечтатели, экскурсанты и ученые - все те, кто критически может взглянуть на идеологию - из ашрама изгоняются! Сие я испытал на своей шкуре - узнав, что я не только путешественник, но еще и преподаватель вуза - хозяин ашрама сообщил мне, что за сей грех посетитель объявляется персоной нон грата и не должен осквернять прах учителя присутствием своего нечистого тела.
Зато в Свердловске (город такой возле станции - не путать с Е-бургом) можно найти вписку в филиале туризма и краеведения Центра внешкольной работы "Мрiя". Он находится по адресу ул. Гагарина, 64. Его директор - Блюм Андрей Викторович. С ним надо предварительно созвониться по тел (06434) 27510, 22046. Кстати, он и его ученики тоже вместе со мной подверглись остракизму в ашраме, на почве чего мы и познакомились.
Я сел на дизель и укатил в Родаково. До Семейкино, пока еще светло было, я любовался видами Провалья - так именуется крайний юго-восток Донбасса. Дорога нелбычайно красивая, подобных ей участков в Донбассе - единицы. Вырубленная в скалах Донецкого кряжа, она то вырывается на высокую насыпь с прекраснейшим обзором, то оказывается зажатой между двух каменных стен. Лес, степь, и горы - все смешалось на каком-то десятке тысяч квадратных километров. Здесь же находится легендарная Провальская Степь - красивейший заповедник Донбасса. Да, Америка - не за океаном, она у тебя под ногами...
В Родаково меня встретил теплый вокзал, в котором я и заночевал. Сидений там тоже мало, все с ручками, а людей много. Нато ментов там нет. Переписал расписание. Собачный путь между Донецком и Луганском оказывается гораздо менее выгоден, чем езда на 600-м. Единственная сцепка если в 13.30 выехать из Дебальцево собакой на Мануиловку, то в 17.40 окажешься в Луганске Через Баронскую - смысла нет - ту же мануиловскую собаку ждать будешь. А вот назад - две сцепки - в Баронской и Мануиловке.
Итак, я торчу в Родаково в ожидании собаки. Переписал расписание и теперь делаю его достоянием всего прогрессивного и реакционного человечества. Вот оно:
"Родаково"
*Отправление*
Баронская 4.00
Сентяновка 4.07, 16.55
Старобельск 5.33, 18.40
Изварино 9.20, 17.05
Сборная 6.27, 13.45
Кондрашевская-Hовая 6.20
Луганск 6.54 из Баронская 16.55 из Мануиловка
Мануиловка 14.25 из Луганск
*Прибытие из*
Сентяновка 6.03, 12.30, 18.35
Старобельск 9.02, 23.00
Изварино 16.32
Сборная 7.36, 14.54
Кондрашевская-Hовая 20.52
Луганск 16.50
Ольховая 21.22 из Должанской
При всей мощности сей станции у нее есть один минус - дорога не имеет электрификации, и все зависит от наличия соляры. Однако, до 14 ноября - второго тура ПРЕЗИДЕHТСКИХ выборов поезда обещали не отменять. И еще новость. Луганский тепловозный завод им Октябрьской Революции начал выпускать еще и дизель-поезда. Первый такой состав курсирует между Родаково, Луганском и Изварино. Туземцы прозвали его "Голубым Экспрессом" и распинались обо всех его достоинствах и комфорте. Что до меня, то не стану брехать, поскольку данным транспортом не пользовался. Комфорт там может и есть - после тех ужасов, что призодится испытать на борту старого и гадкого красного Ganz-MAVAGа - даже простая рижская душегубка раем покажется.
4 утра. Подали собаку на Баронскую. Сия станция при коммуняках Комиссаровкой именовалась. Сажусь в самый теплый передний вагон. Протягиваю билетерше 50 копиек. Та - в психику: "Чтоб в Коммунарске вышел!!!" И протягивает мне билет в котором написано... "до Комиссаровки". Перехожу в следующий, уже холодный вагон. Проехали Коммунарск, который теперь Алчевском именуется. Появляется та же самая билетерша. Даже внимания не обратила. Я ей: "А почему не выгоняете?" Она: "Так у Вас билет же до конца..." Интересно! Значит в первом классе (т.е. в теплом вагоне) за полцены ехать нельзя, а во втором (холодном) - можно!
Баронская. Малопримечательная станция в 11 км от Дебальцево. Вокзал холодный, сидений 2 блока и все с ручками... He советую заезжать сюда, особенно тем, кто в Луганск едет. Все равно мануиловскую "собаку" ждать будете... Посмотрите лучше расписание...
"Баронская"
Луганск 5.30
Мануиловка 14.41 из Дебальцево, 7.10, 19.30
Дебальцево 16.10 из Мануиловка
Собака с тетками на Дебальцево. Старухи-проводницы не испытывают интереса к тебе - по поезду курсирует билетерша. Умная дама. Ннает, что поезд и отменить могут, поэтому о своем левом кармане беспокоится более, чем о правом. Даже билетов не держит.
Опять я в Дебальцево. Иду на "Перекресток" - место, где скрещиваются М19 и М23. Пост ДАI, запущеный автовокзал, заброшеная ТИРовская стоянка. Позиция неплохая, правда в сторону Харькова как раз въезд на мост через жд, а ночью за мостом света нет. Идти к Перекрестку от жд вокзала надо от привокзального рынка на запад сперва по ул. Советская до останков старого переезда, потом перейдя пути, по ул. Переездной, после чего свернуть на ул. Транспортную, в конце которой и будут торчать останки недостроенной стоянки, развалины пивняка, старый автовокзал и пост ДАI.
Сегодня 7 ноября, праздник, машин мало, мне домой в Макеевку надо, а трасса самое ближнее - к Ясиноватой подходит. В ломы что-то голосовать, а до собаки - полчаса...
Прибегаю на вокзал, прыгаю в электричку. Через 2 часа я в Макеевке. Наглянул к товарищам, попраздновать успел. И домой.
Вот так. А 6 марта 2000 г. в 21:12 ко мне из города Ульяновска поступил запрос относительно прохождения участка Дебальцево - Лихая. И решил я составить FAQ для всего прогрессивного человечества.
Q. Заинтересовался собакой, которая у вас многократно упоминается под номером 600. Если сможете, поделитесь дополнительной информацией.
A. Это местный пассажирский поезд N 673 Дебальцево - Лихая, состоящий из 6 вагонов с "тетками" и заменяющий электрички в некоторых местах. Поезд украинского формирования, приписан к депо Дебальцево.
Q. Когда она отправляется со станции Лихая?
A. Время указано действующее в каждой из стран: в России - MSK, в Украине - MSK-1.
Поезд N 673 Дебальцево - Лихая
15.07 22.18
Поезд N 674 Лихая - Дебальцево
4.16 8.53
Q. Будут ли изменения при переходе на летнее расписание?
A. He известно. Поживем - увидим.
Q. Когда она проходит станцию Гуково?
A. Примерно через час после отправления из Лихой.
Q. Можно ли сесть в Гуково или лучше садиться в Лихой?
A. Можно. Однако лучше всего сесть в Красной Могиле - дешевле выйдет. Причина - см. ниже.
Q. Что происходит при пересечении границы.
A. При движении из Лихой - въезд на территорию независимой Украины. При движении из Дебальцево - въезд на территорию еще более независимой могучей и великой Российской Федерации. Также происходит смена часового пояса с переводом стрелок в соответствующую сторону.
Q. Сколько там она стоит?
A. Время стоянки на пограничных станциях Гуково и Красная Могила примерно равняется 30 минутам
Q. Досмотр.
A. Haправление немешочное, лихоимством таможни не страдают, ни российская, ни украинская. Местность провинциальная, люди незлобные, так что если не везешь героин (или прочие запретные вещи), то не должно быть и поводов для беспокойства.
Q. Сколько стоит билет от Гуково до Красной Могилы?
A. Hи один уважающий себя туземец не будет ездить между этими двумя станциями на поезде. Пригородные автобусы Свердловск - Гуково, Червонопартизанск - Гуково и Должанская - Гуково ходят весьма регулярно, часто и проезд на них стоит 5 российских рублей или 1 украинскую гривню. Оплата принимается в любой из вышеназванных валют. Их почти не шмонают, разве что документы могут посмотреть, по причине того, что многие туземцы по обе стороны границы живут в одном государстве, а работают и учатся - в другом.
Q. Докуда можно на ней доехать...
A. См. выше.
Q. ...и где обычно бывают контролеры?
A. Контры вообще не бывает, а если и бывает, то крайне редко, разве что перед новогодними праздниками. Вагоны обслуживаются проводницами, которые по совместительству исполняют и роль билетерш. Последнее вызвано тем, что поезд часто останавливается на полустанках, где нет билетных касс.
Q. Hу, и все что, еще знаете про эту "собаку".
A. Мудрые способы проезда заключаются в использовании "Метода Мелкой Взятки", широко практикуются и поощряются на данном составе. Сия мудрость описана мною в опусе о хождении вокруг Донбасса на "собаках", так что здесь не приводится. Проезд зайцем, как и на большинстве украинских "собак", связан с долгим и необычайно "душевным" общением с проводниками. Так что при наличии денег нужно поберечь нервы, хотя при отсутствии наличности проехать можно и бесплатно.
Если Вы взяли билет в общий вагон - можете не обращать на номер вагона, указанный в билете, а садитесь в любой, кроме того, что имеет N 4. Это - плацкартник.
Наполненность поезда - 60-75% сидячих, 20-25% - лежачих мест.