ИСТОРИЯ № 3.
Донецкая железная дорога
автор А. Дмитриевский
|
За предоставленную информацию “Полустанок” благодарит составителей
сайта http://www.donbass5.narod.ru/, главным
образом Ника. |
Донецкая Ордена Ленина железная дорога - не самая протяженная в бывшем СССР, но зато в ее лабиринтах неоднократно ломали ноги самые различные представители нечистой силы. В связи с этим успех путешественника напрямую зависит от уровня владения информацией об этих хитросплетениях.
Станции и вокзалы.
Станции Донецкой железной дороги столь огромны, что общая протяженность их путей превышает общую протяженность путей между ними. Деповских столовых на станциях нет вообще, зато общепит недорогой.
Платные залы ожидания есть только в Донецке, в других местах их нет.
Теперь о нравах на вокзалах. Самая мерзкая станция в этом отношении - Красный Лиман, потом Горловка и Никитовка. Менты там въедливые, одиночек с рюкзаками (вне зависимости от пола) пошмонать любят. Прочие станции Донбасса гостеприимны, на ночь чаще всего не запираются. Запомни правило: в Донбассе ночевать лучше всего на маленькой станции, а уезжать с большой.
Необычайно жуткое зрелище представляют собой участки, пересекающие Державный Кордон Украины. Так, на линиях Изварино - Лихая и Должанская - Несветай железнодорожное сообщение вообще отсутствует! На участках Лантратовка - Валуйки и Должанская - Лихая нет "собак" - только пассажирские. Но даже там, где остались пригородные, как например на участке Кондрашевская - 122 км - Миллерово, то там может не быть волны. Поэтому через границу лучше пешком или автостопом.
Поезда.
Как уже сказано, Донбасс занимает первое место по густоте железнодорожной сети в быв. СССР, а по количеству пригородных поездов уступает разве что Москве.
"Собаки" имеются трех типов:
"Душегубки" или "мышеловки". Свое название получили за то, что оборудованы системой автоматического открывания дверей.
К их числу относятся:
ЭР-2. Самая распространенная "собака" в бывшем СССР. Депо: Ясиноватая, Славянск.
ЭД-2. Самая новая из всех донбасских "собак". Выпущенная Демиховским заводом, получена совсем недавно, в январе 1998 года. По уровню комфорта и по дизайну очень похожа на ЭР-2. Депо: Славянск.
ЭР-9 идентичны ЭР-2, только работают на переменном токе. Депо: Таганрог, Лихая, Россошь, Купянск.
Д-1. Гадкие красные дизеля венгерского производства. Из-за нехватки горючего многие, особенно зимой, не ходят. Поэтому в холодное время года не рекомендуется прокладывать магистральное направление своего
пути по неэлектрифицированным участкам! Депо: Иловайск, Дебальцево, Родаково, Попасная.
"Ковбойки". Это старые, деревянные, но зимой теплые электрички С-2, где пассажир должен сам заботиться об открывании дверей. Депо: Славянск, Красный Лиман. Свое название получили за то, что похожи внешним видом на поезда из фильмов с участием Гойко Митича.
"Петушки". Эти поезда состоят из того, что когда-то было плацкартными вагонами. Содержат проводника-билетера. Обслуживают линии: Северск - Сентяновка, Мушкетово - Новый Свет, Волноваха - Камыш-Заря, Красноармейск - Доброполье - Дубово, Кумшацкий - Бункерная, Кондрашевская - Миллерово.
Что касается пассажирских поездов, то общие вагоны (везде, где они есть) по своей компоновке идентичны плацкартным. В настоящее время на железных дорогах Донбасса в качестве общих не используются вагоны, оборудованные креслами или скамейками. Хотя раньше таковые были в составе поездов харьковского формирования.
Неэлектрифицированные
участки.
Магистральные тепловозы 2ТЭ-115 используются и как грузовые, и как пассажирские. Очень популярны, т.к. производятся в Луганске. Депо: Волноваха, Иловайск, Дебальцево, Ясиноватая, Кондрашевская, Родаково, Попасная. Тепловоз ТЭ-115 представляет собой одну секцию вышеупомянутого локомотива. Цифра перед серией тепловоза называет количество секций из которых он состоит. Если цифра отсутствует, то это значит, что тепловоз односекционный. Использование и депо - аналогично предыдущему.
Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ТГМ-6, ТГМ-7 используются повсеместно, в т.ч. на шахтах и заводах. Удобны для наружной езды, но с разрешения машиниста (здесь он работает без помощника!) и в ночное время. Осенью 1993 года я ехал из Моспино в Мушкетово. Дизель в пути сломался. Нас подобрал ЧМЭЗ, и довез бесплатно - всего около ста (!) человек. Из них 15 ехало в кабине, остальные - на подмостках.
Иногда в качестве маневроых используют и магстральные тепловозы. Сейчас из-за нехватки дизтоплива снова пытаются ввести на маневровой работе паровую тягу (ст. Иловайск, 10.1997 ).
Мудрые технологии
передвижения.
Бесплатная езда возможна, однако сейчас по причине великого числа льготников билетеры часто не выполняют план. Более внимательным стало отношение к обладателям всевозможных удостоверений - так что не всегда ксива прокатит. Впрочем, на участке Северск - Сентяновка ксивы не действуют.
Торгаши в электричках платят некоторую мзду проводникам, если не хотят неприятностей со стороны конкурентов и ревизоров.
Попрошаек почти не трогают, однако создавать конкуренцию профессиональным нищим не рекомендуется.
Наиболее приемлемый способ - вагонный артистизм. Берете гитару или гармошку, выучиваете две-три душещипательных песни из репертуара Валерия Мармеладзе - и вперед.
Впрочем, если нет денег - можно и за так проехать. Ну а если они есть - лучше поберечь нервы. Тем более, что ревизоры стали необычайно злобными, хотя билетера упросить еще можно.
Контролеры-ревизоры тяготеют к конечным крупным станциям, дабы легче было призывать к ответственности всяких нарушителей. Штраф колеблется от 20 до 30 гривень. Безденежных просто выгоняют на ближайшей станции (если она - линейная), а если конечная - сдают ментам.
Кстати, в Донецкой области шансы бесплатного проезда выше, чем в Луганской.
Метод одной остановки. Великий Кротал, заклеймивший сие извращение в оранжевом и зеленом изданиях бессмертной "ПВП", лицемерно воспользовался им в октябре 1998 года при движении из Харькова в Донецк: взял билет до Красного Лимана. Санкций в пути не последовало, и ворота столицы Донбасса распахнулись перед ним...
На "собаках" малоприменим из-за дороговизны билета (самый дешевый - 80 копиек, самый дорогой - 2 гривни), а также усиливающейся злобности ревизоров. Однако на 600-х в общем вагоне он действует элементарно. Поезда ревизорами в темное время суток, как правило, не досматриваются. Также не устраивают ревизий и в переполненном вагоне.
На некоторых 600-х (как, например, Донецк - Харьков) нет общего вагона, а на других (Луганск-Сумы или Мариуполь - Харьков) билет в общий относится к разряду дефицитных товаров и потому приобретается через предвариловку. Правда, есть четыре поезда, целиком состоящие из общих вагонов. Это Донецк-Кондрашевская, Дебальцево-Харьков, и два на линии Дебальцево - Купянск (один через Артемовск, другой
через Попасную).
И еще. Не стоит брать билет на самую маленькую остановку: зачастую стоимость такого билета будет равна стоимости проезда до конечного пункта! Гораздо дешевле обойдется билет на полпути.
Езда в локомотивах возможна, однако грузовые поезда больше стоят, чем едут, пункт назначения зачастую находится в 20 км от станции отправления - в общем, этим методом не пользуются даже железнодорожники. Тем более, что пригородное сообщение развито достаточно хорошо.
Наружная езда применяется только на электричках-"ковбойках" как метод бесплатного проезда: на ступеньках в теплое время года могут разместиться до четырех человек. На остальных видах поездов передвижение таким способом в народе непопулярно.
Перемещение
по территории Донбасса.
Пассажирское и пригородное сообщение есть везде кроме ряда вышеупомянутых участков. Теперь возникает вопрос: чем лучше - поездом, на "оленях" или на "собаках"?
Луганское направление. Все-таки предпочтительнее пассажирский поезд. Это дороговато, но между станциями Дебальцево и Родаково нет ни прямых "собак", ни волны. А ведь когда-то были! Да и вообще, по территории Луганской области лучше всего, особенно зимой, перемещаться на пассажирских поездах (разумеется, там, где они есть).
Прочие направления. Там, где много пригородного сообщения - сам Бог велел ездить "собаками". Это прежде всего касается территории густонаселенных районов Донецкой области. Езда на "оленях" и грузовых поездах оправдана только в ночное время и только на малозначительных участках. В остальных местах сей вид передвижения представляет собой аттракцион, часто воспринимаемый окружающими как необычайно вредное чудачество.
Сообщение
с окрестностями Донбасса.
Кавказское направление. Северный Кавказ достигается через Иловайск-Таганрог-Ростов (на "собаках"-досмотр: в Квашино-хохлы, в Успенской - москали; на пассажирских и скорых - в Иловайске - хохлы, в Матвеев-Кургане или Марцево - москали).
В Иловайске - пункт переприцепки электровозов - смена постянного на переменный ток.
Поезда, следующие из России и в Россию на пограничных станциях загоняют в "бухенвальд" - огороженный решетками участок, где и шмонают. Чтобы пройти к такому поезду - нужен паспорт.
На юг ходят только российские локомотивы. Известно, что до Таганрога можно проехать "на оленях", но такие факты единичны.
На Таганрог из Иловайска ходит только одна собака в сутки - в 11.04 (время киевское!)
Не вздумайте ехать в Квашино, чтобы оттуда 7 км идти до Успенки пешком! Российско-украинская граница не охраняется, но зато здесь свирепствует местная мафия. Вас могут принять за мешочника со всеми вытекающими последствиями!
Харьковское направление. Ни один здравомыслящий житель Донбасса раньше не ездил туда на пассажирских поездах - сменил две-три "собаки" - и ты на месте. Сейчас положение изменилось: пригородные билеты подорожали, а пассажирские нет.
Как ехать в Харьков из Донецка? Самое лучшее - через Изюм, а на Изюм - через Красный Лиман.
Лозовая - хуже. Между Славянском и Лозовой "собаки" ходят не очень: в основном до Языково, Гавриловки и Дубово.
От этих станций до Лозовой добраться можно следующим образом: из Гавриловки - 6.10, 10.10, 19.10: из Языково - 18.5, 20.56; из Дубово - 22.41 (идет до Харькова).
<Из Славянска> между 0.10 и 1.40 еженощно резервом гонят "собаку" до Изюма. Где-то в 3.20 - 3.30 она приходит в Изюм и стыкуется с Харьковской "собакой". Пассажиров собирают в передний вагон (стоит она обычно на 43-ем пути). По желанию пассажира остановят где угодно - хоть в Красном Лимане, хоть в Славяногорске. Пассажиров загоняют в первый вагон. Плата за проезд - 1 гривня. Впрочем, от платы можно уклониться - как правило, это старая "ковбойка".
Днепропетровское направление. Днепропетровск и Запорожье удобнее всего достигаются через Чаплино, куда, в свою очередь, можно добраться из Красноармейска, Донецка или Ясиноватой. Кстати, в 0.30 по нечетным из Чаплино уходит "600-й" Днепропетровск - Бердянск через Пологи с прибытием в Бердянск в 8.25.
В 15.20 ходит пригородный поезд "с тетками" Чаплино - Пологи. По линии Красноармейск - Павлоград раз в сутки ходит только "600-й" Ясиноватая-Днепропетровск. Пригородных там нет!
Если в 4 утра выехать из Донецка электричкой на Чаплино, то в 23 часа можно уже гулять по севастопольскому перрону. Очень хорошая волна с пересадками в Чаплино, Синельниково, Запорожье и Мелитополе. Нигде более 45 минут не ждешь. А вот назад - проблема. Меньше полутора суток в пути находиться не будешь.
Запорожско-мелитопольское направление. Это - более медленное направление, чем предыдущее, но не менее интересное, хотя бы по причине дешевых пристанционных базаров.
Из Волновахи на Камыш-Зарю два раза в сутки ходят поезда с тетками, которые туземцы зовут "петушками".
<На Камыш-Зарю> в таком "петушке" головной вагон - для мешочников, хвостовой (второй) - для людей. Мешочники ездят с "кучмовозками" или "кравчучками" (то бишь-тачанками) и бидонами. Поэтому садиться надо в людской вагон - с рюкзаками туда пускают. Об оплате проезда вопрос возникает очень редко: во всех
"петушках" в том районе, так как люди едут или без гроша, или с гигантскими купюрами. Такие же "петушки" ходят из Камыш-Зари на Верхний Токмак-2 и Пологи, и тоже по два раза в сутки. Далее от Камыш-Зари на запад идут две дохлые одноколейки.
На <станции Камыш-Заря> - рынок с ужасно дешевыми харчами, привлекающий к себе внимание мешочников всего Донбасса. Здесь ночевать не стоит: во-первых, полно народа в любое время дня и ночи, во-вторых, полно клопов. Лучше всего пойти в гостиницу (не знаю, как там с клопами), но цены такие: граждане СНГ - 2,5 гривни; граждане Украины - 2 гривни; железнодорожники - 1,5 гривни (4 гривни = 1 $ США).
Можно за гривню или меньше (это зависит от нахальства) упроситься ночевать в волноваховский "петушок" (поезд волноваховского формирования загоняют на отстой в 200 м от вокзала с восточной стороны).
Между 2.30 и 3.10 ночи в <Камыш-Заре> встречается два поезда: 666 Симферополь-Луганск и 665 Луганск-Симферополь. Дело в том, что далее, в сторону Мелитополя и Запорожья, линия становится дноколейной. Общий вагон на Симферополь здесь опустошается, и становится в нем весьма просторно. А вот общий на Луганск, наоборот, будучи битком забитый уже в Мелитополе, наполняется до немыслимых пределов. Между Мелитополем и Камыш-Зарей в эти два поезда садятся контролеры, так что, как говорил товарищ К. Прутковъ - бди!
Станция Пологи тоже привлекает мешочников, но кроме всего прочего, от нее идет ответвление на Бердянск. Кстати, на Бердянск ходят только 600-е, "собак" там нет, но зато неплохо берут в локомотивы. Есть "петушки" на Запорожье и Чаплино.
<Станция Верхний Токмак-1> находится на пологовско-бердянском направлении, принимает всего два 600-х на Бердянск: по нечетным - около 5 утра из Днепропетровска, по четным - около 3 ночи из Запорожья. В 15 часов сюда прибывает пригородный поезд из Мелитополя, а через 20 минут едет обратно. Ежедневно около 8 утра отсюда отправляется грузовой поезд на Бердянск. Вокзал весьма удобен для ночевки.
Станция Верхний Токмак-2 находится на мелитопольском направлении, сюда заходит поезд Верхний Токмак-1 - Мелитополь. Вокзал теплый, но сидений маловато. Между станциями - около 2 км.
Купянское направление. Дизеля на линии Сватово - Купянск ходят плохо и только летом, поэтому надо ехать или пассажирским поездом, или через Славяногорск.
Воронежско-валуйское направление. Выезжать надо из Луганска дизелем на Старобельск в 6.45 утра, если есть желание быть хозяином положения.
Миллеровское направление. Выезжать надо из Луганска только дизелем в 8.25 утра, следующим до российской пограничной станции 122 километр. Дизели, следующие до украинской пограничной станции Ольховая вас к успеху не приведут, а дизель на 16.50, следующий до 122 километра подарит вам незабываемые сутки сидения на полустанке в компании пограничников. Около 12 часов дня со 122 километра на Миллерово отправляется пригородный поезд, состоящий из паровоза и одного вагона, который туземцы называют "муха", ибо ползет он медленнее, чем вышеупомянутое насекомое.
Лиховское направление. <Станция Изварино> представляет собой перевалочный пункт между трассой М21 и железной дорогой. Сюда прибывает три "собаки" в сутки - одна из Луганска и две из Родаково. В сторону Лихой поездов вообще нет, и говорят, уже начали разбирать рельсы. Вокзал ночью совершенно пустой, сидений много, но они с ручками. Зимой отопления нет. В километре - таможня - великолепная позиция для автостопа. Таможенники незлобные, любят пешеходов вписывать в машины.
Станция Должанская более интересна для перемещений по рельсам, однако, прогрессивное население Республики Донбасс до сих пор не успело изучить свойства и расписания местных поездов. Этот пункт известен еще и тем, что неподалеку отсюда, <на хуторе Верхне-Кондрючий> прошла жизнь легендарного Учителя <Порфирия Корнеевича Иванова>, того самого, что зимой босиком, да еще в одних трусах гулял. Здесь же обитают и его последователи. Для обладателей бомжового запаха сообщаю, что имеется великолепный шанс избавиться от оного в процессе обязательных водных процедур, коим подвергаются все гости. Правда температура воды, по понятным причинам, равна температуре окружающей среды.